Школьный проект «Роботизированный манипулятор-протез», подготовленный учащимся центра молодежного инновационного творчества (гимназия №19, Приволжский район) Казани, стал победителем X юбилейного конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Автор проекта – Карим Шакиров стал победителем конкурса в номинации «Перспектива».
Ежегодный республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» проводится с 2005 года. Цель конкурса – повышение инновационного потенциала Республики Татарстан.
Проект «Роботизированный манипулятор-протез» – это подвижная модель предплечья и кисти человека. Модель работает дистанционно по беспроводным соединениям на основе запрограммированного микроконтроллера.
Как рассказал старшеклассник Карим Шакиров, проект реализуется в двух направлениях: разработка и программирование протеза для людей с ограниченными возможностями и разработка манипулятора для работы с опасными веществами (вирусы, бактерии и др.).
Работа над протез-манипулятором ведется в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), расположенном на базе гимназии №19. Школьник вметсе с наставниками трудится над ним в течение 2 лет.
Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям гимназии№19 Мухаммед Загидуллин пояснил, что модель, представленная Каримом на конкурсе, является четвертой или пятой версией.
«Мы долго думали и переделывали механику: ученики выясняли то, из каких именно частей должна состоять рука, как и из какого материала эти части должны быть собраны, - рассказал Мухаммед Загидуллин. – Изначально для работы использовали фанеру, потом оргстекло, потом пластик, распечатанный на 3d-принтере. Детали и крепление тоже менялись. Мы привлекли инженера с КАМАЗа, у нас на базе ЦМИТ он преподает технологию. Инженер помогал собирать и крепить все мелкие детали».
Авторы проекта поделились и сложностями, которые возникли в ходе работы: «Были трудности с программированием: мы очень много времени и сил потратили на то, чтобы заставить руку двигаться. К тому же для нас язык программирования оказался незнаком, мы осваивали его с самих азов», - сообщил Карим Шакиров.
Другая проблема, с которой столкнулись разработчики: сделать руку полностью управляемой дистанционно (без проводов). Правда, они уже нашли решение и приступили к работе.
Задача на этот год у школьника и его руководителя тоже немаленькая: пересобрать прототип из деталей, распечатанных на 3d-принтере, и усовершенствовать уже существующую модель.
Отметим, что Центр молодежного инновационного творчества Гимназии №19 – один из 10 ЦМИТ, работающих на территории Татарстана. Все центры оснащены необходимым современным универсальным оборудованием и используются как в учебных целях, так и для технической поддержки инновационных проектов (создание прототипа). С момента открытия татарстанские центры посетили около 5500 детей. На современном универсальном оборудовании школьники и студенты имеют возможность реализовать свои идеи. В рамках занятий в ЦМИТ, уже появилась первая компания, созданная школьниками. Ребята сконструировали 3d-принтер и занимаются его продвижением.
Пресс-служба Технопарка "Идея"
фото: архив Гимназии №19 Приволжского района Казани