В качестве эксперта в сфере инноваций я не раз удивлялся, почему выступления непременно должны завершаться серией вопросов и ответов. Большинство такого рода сессий обычно проходит скучно: ничего не значащая интерлюдия перед перерывом на кофе. Сам формат представляется мне бессмысленным атавизмом, и его непродуманно присоединяют к любым выступлениям. Пора пересмотреть этот обычай.
Поймите, я не считаю дурной саму идею проводить сессию вопросов и ответов. На большинстве мероприятий аудитории отводится пассивная роль слушателей, так что кажется разумным предоставить людям право голоса, пообщаться с ними напрямую, а не по бумажке. Но, увы, в девяти случаях из десяти серия вопросов и ответов оказывается самой блеклой частью мероприятия.
На то есть множество причин. Многие ораторы плохо справляются с ответами, но фундаментальная проблема не в этом, а в неактивности аудитории и в низком качестве самих вопросов. По моему личному опыту примерно треть слушателей, дорвавшись до микрофона, задает существенные вопросы. Другая треть либо что-то болтает, либо задает настолько узкопрофессиональный вопрос, что никому, кроме самого вопрошающего, он не может быть интересен. А последняя треть вообще не задает вопросы — эти люди хотят высказаться, и это опять бы и хорошо, вот только в формате вопросов и ответов несколько неуместно. И пока эти экстраверты получают удовольствие, 95% аудитории пребывает все в том же пассивном режиме.
Некоторые решения проблемы уже наметились. Иногда организаторы конференций специально приглашают модератора или используют компьютерные программы для сортировки вопросов. Другие экспериментируют с принципиально новыми способами проведения мероприятий, даже появилось движение против конференций (unconference movement). Но эти решения зачастую слишком дорого обходятся или занимают слишком много времени, а потому во многих случаях не годятся в жизнь. Вот четыре приема, которые я использовал с большим успехом — и для них не требуется особой подготовки.
Переверните вопросы и ответы. Пусть выступающий задает вопрос аудитории и предлагает обсудить его с соседом. Например, я спрашиваю: «Какую основную мысль вы вынесли из этого разговора? Что вы собираетесь изменить в своих действиях?» Людям нравится возможность выразить свои мысли, и, в отличие от традиционного формата, этот позволяет высказаться всем и сразу. Он также способствует общению между присутствующими, а этого на многих конференциях недостает.
Просите не задавать вопросы, а выражать реакции. Для работы в маленькой группе формат вопросов не так удобен: некоторые участники хотят не задать вопрос, а высказать свои соображения. Поэтому, открывая сессию, четко сформулируйте: «Как вы восприняли услышанное? Мы будем рады вопросам, но также и замечаниям, которые не обязательно формулировать в виде вопроса».
Предложите людям подготовить вопросы в группах. Хорошая альтернатива общей сессии — предложение подготовить вопросы группами. Скажите: «Прошу вас разбиться на небольшие группы и за минуту-другую подготовить вопросы или соображения, которые могут иметь общий интерес для всех присутствующих». Пройдитесь по аудитории, прислушайтесь к обсуждению. Если услышите что-то интересное, попросите группу именно эту мысль высказать в общем разговоре или сами поднимите этот вопрос с трибуны.
После сессии расскажите какую-то заключительную историю. Поскольку даже идеальная сессия вопросов и ответов проходит зачастую крайне непредсказуемо, желательно, чтобы сессия не была заключительным элементом. Я всегда останавливаю ее за несколько минут до того, как наше время истечет, и рассказываю напоследок еще один пример к теме разговора. Таким образом, даже если обмен вопросами и ответами пройдет неудачно, вы все же закончите выступление не пшиком.
Перечисленные методы помогут вам поднять выступление на новый уровень. А какие приемы — желательно несложные — наблюдали или использовали вы сами?
Томас Веделл-Веделлсборг, Эксперт в области инноваций и автор книги Innovation as Usual: How to Help Your People Bring Great Ideas to Life.
http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p14493/#ixzz3Eh6R4B5s