Низкая финансовая грамотность населения оборачивается тем, что грамотно структурировать свой бюджет и эффективно использовать имеющиеся на рынке финансовые инструменты многие просто не умеют, а в погоне за быстрой выгодой свободные средства готовы вкладывать в финансовые пирамиды. Участники рынка финансовых услуг своими силами просвещают население, однако признают, что без государства решить проблему в целом невозможно. К такому выводу пришли участники круглого стола, проводимого порталом TatCenter.ru.
Тема очередного круглого стола, организованного порталом TatCenter.ru была определена как «Финансовая грамотность населения: вклад в будущее». Участниками мероприятия стали представители рынка финансовых услуг, в частности, ведущие партнеры мероприятия Инвестиционная компания «Элемтэ» и ООО «Атон», а также представители ряда государственных структур, банков. Отметим, что круглый стол впервые проходил в режиме прямой видеотрансляции, а значит, участниками мероприятия могли статьи все читатели портала.
Точкой старта дискуссии стало единое для всех ее участников мнение, что финансовая грамотность граждан нашей страны пока достаточно низкая, причем этот «диагноз» эксперты круглого стола поставили не только обывателям, но и многим сотрудникам служб и ведомств, так или иначе связанным с работой финансового рынка. То, что ситуацию надо менять, ни у кого сомнений не вызывает, поскольку неграмотность выгодна только недобросовестным участникам рынка финансовых услуг, все остальные заинтересованы как раз в обратном.
В повышении финансовой образованности нуждается и само население, которое в последнее время особенно часто попадается на уловки организаторов финансовых пирамид и недобросовестных участников рынка финансовых услуг, и государство, вынужденное участвовать в регулировании таких конфликтов. Как отметила профессор Казанской бизнес школы Диляра Шакирова, «финансовых инструментов сейчас много, в работу сними люди вовлекаются добровольно, а добровольность требует компетентности».
Заинтересованы в повышении финансовой грамотности населения и финансовые структуры, во всяком случае, добросовестные, ведь им важно вовлекать в оборот свободные финансовые средства населения, а значит, нужно, чтобы люди приходили и использовали их продукты осознанно.
Генеральный директор ИК «Элемтэ», эксперт TatCenter.ru по фондовому рынку Закия Шафикова подтвердила этот тезис с позиции опытного практика рынка финансовых операций:
Закия Шафикова:
- Еще в 1995 году, когда создали первый фондовый центр, я поняла, что народ надо учить. С предложениями организовать совместную работу по финансовому просвещению населения мы обращались в госструктуры сначала на республиканском, а потом и на федеральном уровне. В итоге я и другие участники рынка финансовых услуг поняли, что сможем просвещать население только своими силами. Так и получилось: мы стали вкладывать огромные средства в проведение образовательных курсов, продолжаем делать это и сейчас, так же как и другие финансовые компании, банки тратят средства на образовательные мероприятия. Для нас очевидно: чем более грамотный клиент к нам приходит, тем выгоднее нам с ним работать.
По ходу дискуссии данное утверждение поддержали все участники: пока повышением финансовой грамотности населения занимаются участники рынка финансовых услуг, каждый в меру своих возможностей и желания вкладываться в подобные мероприятия. В то же время, как отметил модератор круглого стола, член Общественной палаты РТ, генеральный директор ЗАО «Время и деньги" Юрий Алаев, участники финансового рынка, занимаясь просвещением населения, все-таки делают это, прежде всего, с точки зрения своего бизнеса. «Пока каждый учит своему, просвещение сводится к продвижению собственного продукта», - продолжил мысль заведующий кафедрой денег и ценных бумаг Института экономики и финансов КФУ Игорь Кох. «А общее финансовое образование населения должно осуществлять государство. Силами частных компаний эту проблему решить невозможно», - констатировал эксперт.
В ходе дискуссии участники круглого стола поделились своими предложениями на тему: что реально надо сделать, чтобы финансовая грамотность населения выросла? Каких шагов ждут от государства участники рынка финансовых услуг, какие пути взаимодействия предлагает высшая школа и какую роль в процессе финансового просвещения готовы играть СМИ.