Специализацию нанотехнологического центра определят заказчики.

10 三月 2010


ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея" в числе двенадцати других российских компаний стало победителем первого этапа конкурса по созданию нанотехнологических центров, который проводит Государственная корпорация "Роснанотех". Общая стоимость победивших проектов - 24,1 млрд. рублей. О том, что представляет собой заявка из Татарстана, газете "Время и Деньги" рассказал генеральный директор технопарка "Идея" Сергей ЮШКО.


- Сергей Владимирович, проект, представленный технопарком "Идея", победил в первом этапе конкурса, где заявки оценивались по формальным признакам. Какие требования "Роснано" предъявляло к участникам?

- Основная идея "Роснанотеха" состоит в том, чтобы вместе с госкорпорацией деньгами рискнул и соинвестор, который обязательно должен быть коммерческой структурой. Само "Роснано", хоть и создано государством, стопроцентный бизнес в том смысле, что его требования к потенциальным партнерам не отличаются от требований бизнес-структур, заинтересованных в экономическом и производственном успехе. Для корпорации важно видеть, что вместе с ней своими средствами рискует и еще одна заинтересованная сторона. Так, что касается оборудования, которое должно использоваться нанотехнологическим центром, то 10% его стоимости обязан внести соинвестор, а 90% - "Роснано". А в суммарных инвестициях доля "Роснанотеха" не должна превышать 60%. Остальные 40% вносит заявитель. Причем сделать это он может как деньгами, так и активами, к которым также предъявляются жесткие требования. К примеру, нельзя внести в качестве активов не принадлежащее компании оборудование, оборудование, аренда которого оформлена с нарушениями, или оборудование, приобретенное на средства государства. Оценку активов заявителей, которая шла месяц, проводили компании, аккредитованные при "Роснанотехе". В первую очередь, это, конечно, "большая четверка". Здесь тоже все было не очень просто. Готовить документацию для оценщиков пришлось рекордными темпами. Конкурс был объявлен 17 декабря, а уже в двадцатых числах начались рождественские праздники. Но самый главный критерий - это то, что нанотехнологический центр будет делать и как развиваться. Понятно, что в пустыне такую серьезную структуру вряд ли создашь, а потому у Татарстана с его опытом разработки и реализации инновационных проектов и серьезной научной школой, на мой взгляд, есть все основания надеяться на победу в финальном этапе конкурса. Напомню, что "Роснано" уже принимает участие в двух татарстанских нанопроектах - выпуске гибкой упаковки и производстве катализаторов. Плюс к этому для госкорпорации важно, чтобы соинвестор был серьезной компанией, с которой согласились бы сотрудничать и бизнесмены, и авторитетные научные организации.

- В последнее время постоянно приходится слышать о продуктах с приставкой "нано", хотя в большинстве случаев и речи не идет о чем-то принципиально новом.

- Действительно, тех, кто занимается нанотехнологиями, реализуя по-настоящему прорывные проекты, очень мало. В основном производят что-то наподобие нановазелина. Был вазелин, в него добавили какие-то вещества, он приобрел некие дополнительные свойства. Не спорю, что это тоже нужно, но от нанотехнологического центра, конечно, ждут новых, инновационных направлений, а не простого улучшения имеющегося. Причем речь идет, конечно, не о голой теории. На выходе должна быть не научная фантастика, а реальный продукт, который продается, то есть новые прорывные технологии. Для того, чтобы добиться такого результата, работать над его созданием должны специалисты очень высокого уровня. Архитекторы нашего будущего нанотехнологического центра, как мы его видим, - это предприниматели, бизнес-девелоперы, встроенные не только в российскую, но и в международную деловую среду. То, что "Идея" вошла в Европейскую сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, является нашим серьезным конкурентным преимуществом. В то же время надо понимать, что "Роснанотех" все-таки один и его финансовые ресурсы ограничены. Поэтому, на кого в конечном итоге падет выбор, будет зависеть не только от активности заявителя, но и от наличия стратегических интересов госкорпорации в том или ином регионе.

- Представленный проект нанотехнологического центра включает больше организационные моменты или в нем обозначены конкретные направления развития этой площадки?

- От нас требовалось подготовить предложения таким образом, чтобы было видно - мы не сказки рассказываем, а можем поставленные задачи выполнить. Разработкой проекта занимались более двадцати организаций. В частности, при покупке оборудования надо было учесть интересы всех участников. Если исследовательское оборудование стандартно, то технологическое нужно было подобрать таким образом, чтобы оно могло использоваться не одной, а несколькими компаниями. Что касается наших зданий, как на улице Петербургской, так и в "Химграде", то они достаточно подготовлены. Уже есть предварительное решение по инженерной инфраструктуре и реконструкции. Просчитана и отдача от проекта. Подготовлен бизнес-план, разработаны экономическая и финансовая модели, из которых ясно, на что могут рассчитывать акционеры, в том числе и "Роснанотех". Если создание нанотехнологического центра в Казани будет одобрено, нас ждет уже рутинная работа по реализации намеченного. Хотя любой бизнес-план быстро устаревает и нуждается в корректировке.

- Вы сказали, что проект разрабатывали два десятка организаций. Кто непосредственно будет участвовать в создании и деятельности центра?

- В первую очередь, это Геологонеруд, ИОФХ, Татнефтехиминвестхолдинг, Академия народного хозяйства при правительстве России, компания "Городицкий и партнеры", компания СТП, а также большинство казанских вузов, среди которых надо особо выделить КГУ, технический, технологический, архитектурный университеты.

- Но какой все-таки будет специализация центра?

- Международный опыт показывает, что говорить об этом пока рано. Пока мы обозначили все направления, в которых имеется компетенция. В частности, запланирована работа комнаты литографии, разработка и выпуск новых материалов, ориентированных на химические реагенты для нефтехимии, спинтроника. А специализация центра появится, когда появятся первые результаты. В конечном итоге все определяется заказчиками.

- Какую сумму вы рассчитываете получить от "Роснано" в случае победы в конкурсе и когда рассчитываете окупить вложения?

- Стоимость нашей заявки - 3 млрд. 419 млн. рублей. Из них 1 млрд. 754 млн. рублей - денежные средства от "Роснано" и 1 млрд. 665,4 млн. рублей - средства республиканских инвесторов, в том числе 305 млн. рублей - денежные средства.

- А что дало "Идее" вступление в Европейскую сеть бизнес-инновационных центров?

- Аудит в Европейской сети мы проходили одновременно с подготовкой заявки в "Роснано". Его результаты позволили нам убедиться, что мы и по европейским стандартам являемся неплохим технопарком. Здесь нам очень помог опыт создания "старт-апов" - таких компаний в технопарке появляется 43-48 в год. Это уже поставлено на поток. Кроме того, теперь у нас есть официальный доступ к лучшим мировым практикам.


- Основной источник дохода технопарка - арендная плата? 

- Технопарки зарабатывают на аренде. Это правильно. Вопрос в том, от кого эти деньги. Мы не заходим в долю к арендаторам, а создаем им комфортные условия для работы. Структура наших резидентов отличается от структуры любого офисного центра. Сейчас в структуре резидентов технопарка половина приходится на "старт-апы", а более 40% разместившихся у нас компаний уже перешли на следующий уровень. При этом на долю пяти якорных арендаторов приходится 35% площади. Малые компании занимают около 50% территории. Что касается профиля резидентов, то большая их часть занимается оказанием инжиниринговых (46%) и консалтинговых (27%) услуг по направлению ресурсо- и энергосбережения.

Источник: газета «Время и Деньги», выпуск 38-39(3232-3233) от 05 марта 2010 года
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В случае отказа от обработки персональных данных я проинформирован о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookie в настройках браузера.
OK
Яндекс.Метрика