У Андрея Матвеева уже был свой бизнес, когда однажды он стал свидетелем забавной и поучительной сцены в торговом центре. Предприниматель ждал жену, которая бродила по магазинам. Рядом молодая мама одевала детей — мальчика лет девяти и девочку лет пяти. Мальчик ныл: «Мам, купи бисер. Хочу заниматься рукоделием». Мама ему в ответ: «Ты ведешь себя как девчонка. Не куплю». И сестра над ним посмеялась. А Матвеев подумал: не важно, бисер или что другое, важно, чтобы ребенок своими руками что-нибудь мастерил. Ведь сейчас он сложит картинку из бисера, а потом много лет спустя в институте в его голове так же, по частичкам, сложится хитрая формула.
Этот случай убедил Матвеева в правильности концепции «создай сам». Его компания «Марабака» около года назад открыла в интернете одноименный сайт, где дети не только общаются и играют, но и находят инструкции, как смастерить ту или иную игрушку.
Интернет с пеленок
Наши дети знакомятся с цифровыми устройствами едва ли не с пеленок, поэтому развитие детского интернет-пространства — неизбежный тренд, считает Олег Ульянский, гендиректор детского интернет-портала «Твиди», созданного в 2008 г. как совместный проект РБК и израильской Tweegge и привлекающего 2,2 млн пользователей в год. Однако для детей интернет служит в первую очередь площадкой, где они собираются, участвуют в конкурсах, хвалятся друг перед другом, говорит Ульянский. «При этом дети не перестали интересоваться обычными игрушками и конструкторами», — замечает он.
У взрослых лишь создается иллюзия того, что дети все время сидят у компьютеров, на самом деле компьютерные игры только дополняют традиционные виды деятельности и традиционные игрушки, но не вытесняют их, говорит Антонина Цицулина, президент Ассоциации индустрии детских товаров. «Отличие лишь в том, что раньше дети, например, просто рисовали, а теперь еще и переводят эти рисунки в цифровой формат», — уточняет она. На Западе уже многие организации, связанные с детским образованием, пользуются цифровыми технологиями. У нас эта ниша только развивается. Постепенно появляются компании, подобные «Марабаке», но нет ни одного крупного продукта, который реализовывался бы на федеральном уровне, объясняет эксперт.
Пушка, очки, лимонад
В 2011 г. выпускник Казанского авиационного института Андрей Матвеев решил реализовать давнюю мечту: «Мне захотелось сделать яркий и красочный образовательный проект для детей в виртуальном пространстве». Он открыл компанию «Дискавер ай ти», которая продвигала в интернете образовательный проект для детей «Познай мир». Однако сайт пришлось заморозить. «Инвестора мы так и не нашли», — сожалеет Матвеев.
Второй интернет-проект для детей- «Марабака» предприниматель зарегистрировал в начале 2013 г. «Слово “марабака” ничего не означает. Для детей оно как “абракадабра”. Но сейчас я знаю, что марабака — это место, где у ребенка все получается», — улыбается Матвеев.
У детей действительно все получается, потому что когда они заходят на сайт, то видят захватывающие инструкции-комиксы. Каждая инструкция — отдельная история: о космических приключениях, принцессах и рыцарях или страшных зомби. Ребенок читает комикс и, выполняя задание, делает воздушную пушку из картона, очки из пластиковой бутылки или готовит лимонад. Он может выложить фотографию поделки в интернет и получить виртуальную награду.
Нечаянный инвестор
Порог входа на виртуальный рынок часто бывает низким. Три студента могут собраться вместе, купить компьютер и создать компьютерную игру. Это обойдется им в копейки, объясняет Маргарита Забродина, менеджер по связям с общественностью компании — разработчика онлайн-игр «Алавар». Правда, добавляет она, с таким маленьким проектом трудно выделиться на перенасыщенном столичном рынке. В регионах создается масса проектов, которые потом не выживают. «Для создания же крупного проекта нужно больше времени и людей. Желательно выйти сразу на 15 платформах, провести раскрутку продукта и организовать маркетинговое сопровождение», — говорит она. Создание «Марабаки» не потребовало капиталовложений, рассказывает Матвеев. Команда была сформирована еще во время работы над проектом «Познай мир». Размещалась она в бизнес-инкубаторе казанского IT-парка, поэтому за помещение и офисную технику ничего не надо было платить. «Я хотел заняться также производством игрушек. Но меня все отговаривали, потому что не было ни производственной базы, ни каналов сбыта, ни соответствующих инвестиций», — рассказывает предприниматель.
К началу 2013 г. инвестора неожиданно удалось найти. Им стал предприниматель Игорь Обухов, владелец компаний МДИ и «Бомик» по производству игрушек, у которого есть фабрика в Китае. Он вложил в «Марабаку» $200 000, выкупив долю в проекте, хотя сделка еще не закрыта. Матвеев утверждает, что его доля и сейчас составляет более 50%.
Заработать миллионы
«Многие западные компании, та же Disney, сначала освоили онлайн-пространство, а из него сделали шаг в офлайн и создали мультибренды», — говорит Антонина Цицулина.
На российском рынке по этому пути уже пошли некоторые компании, в том числе «Твиди», которая сейчас активно развивает лицензионную программу. «В ближайших планах у нас выпуск журнала с персонажами «Твиди», — рассказывает Ульянский. Кроме того, подписан эксклюзивный договор с агентством «Мармелад медиа» (группа компаний «Рики») по развитию бренда в сфере потребительских товаров. Агент ведет переговоры с производителями о выпуске брендовой продукции, в том числе игрушек-аватаров из виртуального мира «Твиди». Ульянский полагает, что на брендовой продукции можно будет заработать десятки миллионов рублей.
Матвеев тоже мечтает о создании мультибренда «Марабака». На китайской фабрике инвестора уже выпущен электронный микроскоп, который скоро появится в российских магазинах. Ярко-красный микроскоп для мальчиков, а зеленый — для девочек можно подсоединить к компьютеру и скачивать оттуда на сайт фотографии предметов, которые изучены под микроскопом. Кроме того, «Марабака» планирует выпускать так называемые тулкиты, т. е. наборы запчастей, из которых можно собрать, например, картонную пушку или игрушечный фотоаппарат. Тулкиты будут продаваться вместе с журналами и другой печатной продукцией компании по цене примерно от $10.
Сейчас на сайте «Марабака» регистрируется 6000 посещений ежемесячно. Здесь выложено около 600 детских работ. В штате компании шесть сотрудников плюс еще 3-4 человека работают на аутсорсинге. Оборот компании — 6 млн руб. — это сумма посевных инвестиций, так как бизнес пока ничего не заработал. Матвеев планирует выйти на самоокупаемость к концу года. Тогда же он начнет искать второго инвестора для развития бизнеса.
У предпринимателя большие планы: он мечтает сделать «Марабаку» не просто российским, но и международным брендом. «На западном рынке мало детей. Наше будущее — китайский и индийский рынки. Здесь уровень потребления растет, да и детей больше», — говорит он.
Неудивительно, что «Марабака» не хочет выходить на западные рынки. Ведь этот сайт — клон аналогичных западных интернет-ресурсов, уверена Цицулина. На Западе, конечно, есть похожие проекты. Но следует учитывать то, что «Марабака» — не чисто развлекательный, а еще и образовательный проект, парирует Ульянский. С его точки зрения, «Марабака» — уникальный продукт, который рассчитан именно на российских детей.