Вовлечь молодое поколение в исследовательскую работу и науку – задача непростая, но осуществимая. Этому способствует создание в России Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).
Сегодня в с. Дрожжаное на базе профессионального училища №90 открылся уже третий в республике ЦМИТ, ориентированный на модель FabLab.
ЦМИТ - профессиональная мастерская, не имеющая отличий от лабораторий или мастерских специалистов, с достаточным количеством инструментов и оборудования, которое можно использовать для учебных и коммерческих целей.
FabLab – это глобальная сеть единообразно созданных лабораторий по всему миру, имеющих общую информационную базу и позволяющих с помощью систем видеоконференций обмениваться опытом и консультироваться с ведущими мировыми специалистами. Благодаря принципам открытости и доступности FabLab превратился в глобальную сеть лабораторий цифрового производства по всему миру, разделяющих общие принципы, использующие схожее оборудование и технологии, обменивающиеся идеями и ресурсами.
Открытие Центра позволит детям и подросткам заниматься на современном оборудовании, обучиться основам инженерного мышления и раскрыть свой творческий потенциал.
Стоит отметить, что работа по вовлечению молодежи в исследовательскую деятельность и науку ведется на протяжении ста лет. Первые попытки были предприняты в далеких 1917-1918 годах, когда в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольное детское учреждение — Станция юных любителей природы.
В период, когда государство взяло курс на индустриализацию народного хозяйства, коллективизацию сельского хозяйства и политехнизацию образования, создалась широкая сеть детских профильных учреждений, среди которых были технические и сельскохозяйственные станции (Москва, 1926), детские железные дороги (Тбилиси, 1934), детская водная станция (Архангельск, 1935), детская автотрасса (Москва, 1937), детский сахарный завод (Винница, 1937), детский керамический завод (Харьков, 1938), отделы науки и техники при Дворцах пионеров. Успехи отечественной космонавтики, развитие электронной техники, появление электронно-вычислительных машин стимулировали интерес школьников к естествознанию и технике. Кружки, секции и курсы стали не только формой досуга, но и помогали определиться с выбором профессии. К тому же развитие научных обществ учащихся поддерживалось Академией наук и государством. Таким образом, к концу 70-х годов трудом сотен энтузиастов в Советском Союзе образовалась система исследовательской деятельности учащихся, в которой было около трех тысяч научных обществ. Система работала на протяжении десятков лет, но в 90-е годы деятельность подобных кружков была приостановлена. Тысячи детей во всей России потеряли возможность развивать свои таланты и реализовать свой потенциал. Возродить школы, подобные отделам науки и техники при Дворцах пионеров, стало необходимостью. Именно для этого Министерство экономического развития РФ в сотрудничестве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) и организацией Молодая инновационная Россия приняло решение о создании Центров молодежного инновационного творчества.
Республика Татарстан стала одним из 13 регионов, где будут созданы свыше 30 Центров молодежного инновационного творчества, 9 из которых локализованы в Татарстане. 2 центра будут работать в Казани, по одному центру в Зеленодольске, Чистополи, Лениногорске, Бугульме, Набережных Челнах, в селах Дрожжаное и Богатые Сабы.
Первое в России открытие Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ «Идея») состоялось в Казани, в Инновационном Технопарке «Идея» 27 февраля 2013 года. В этот же день оценить возможности оборудования центра, испытать его в деле и увидеть результат своих стараний представилась возможность одной из основных целевых аудиторий – детям.
Спустя пару недель, 15 марта, на базе Бугульминского машиностроительного техникума открылся второй в республике ЦМИТ «Креатив». Сейчас формируются группы детей, составляется расписание функционирования центра.
В ближайшее время еще два ЦМИТа откроются в Набережных Челнах и Зеленодольске.
Источник: tpidea.ru